CAnews

centerasianews.com

РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. С НАДЕЖДОЙ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

Общая численность еврейской диаспоры в России на данный момент составляет около 200 тысяч человек. После распада СССР численность еврейского населения в нашей стране уменьшилась более чем на 50% из-за массовой эмиграции в Израиль. В начале XXI века миграционный поток практически иссяк. Кто хотел уехать, уже уехали.

В России существуют еврейские диаспоральные организации, в задачу которых входит поддержка еврейской культуры и языка среди российских граждан еврейского происхождения. Свободная деятельность еврейских организаций в России положительно сказывается на отношениях с Израилем – государством, играющим заметную роль на Ближнем Востоке.

Арабо-израильское противостояние сегодня – это тугой узел взаимоисключающих противоречий. В качестве примера: появление государства Израиля в 1948 г. было актом насилия над арабским населением, и в то же время израильские христиане, арабы в том числе, признают, что исчезни Израиль, и мусульмане устроят резню местных христиан. При этом Тель-Авив частично поддерживает исламских террористов в Сирии, опасаясь появления сильного восстановленного сирийского государства. Вот такой винегрет.

Российско-израильские контакты – важный инструмент внешнеполитического взаимодействия для разрешения конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке. Атмосфера и уровень этих отношений зависит, в том числе, от степени интеграции российских евреев в российское общество.

С последним, как раз, проблем нет. Российские евреи полностью интегрированы в социум, сохранив при этом своё национальное самосознание. Хотя без естественного в таких случаях процесса ассимиляции не обходится.

Еврейские общественно-культурные организации выступают в качестве посредников между двумя культурами. Не всегда это посредничество имеет конструктивные формы. Руководители некоторых диаспоральных организаций впадают в формализм и самоизоляцию, боясь потерять насиженное место. В похожей ситуации оказалось Кемеровское общество еврейской культуры (КОЕК) во главе с Леонидом Рукманом, существовавшее до недавнего времени.

Заявленной целью организации являлись оказание моральной поддержки и гуманитарной материальной помощи членам диаспоры, проведение мероприятий, связанных с изучением еврейского языка, культуры и истории, создание соответствующего библиотечного фонда, оказание консультационных, переводческих и правовых услуг членам диаспоры, установление связей с другими национальными общинами, и работа по развитию международных связей Кузбасса.

С этими связями как раз и туго. Организация практически не работала, отсутствовала культурная составляющая, а диалог в области культуры – залог более тесного общения государств. Деятельность КОЕК ограничивалась, по большей части, поддержкой маломобильных лиц еврейской национальности.

Это важно, спору нет, но потенциал организации не должен ограничиваться только этим. Выделяемые международной еврейской общиной средства тратились на оказание помощи престарелым членам КОЕК и на зарплаты руководству организации, при этом молодежное направление, международное взаимодействие оставались незаслуженно забытыми.

Многие члены организации были недовольны таким положением вещей. Они выступали за больший контакт с израильской стороной при проведении совместных культурных мероприятий и развитие российско-израильских отношений не только на государственном, но и региональном уровне.

Как следствие, откровенно скажем, слабой руководящей и организационной деятельности Леонида Самойловича, вероятно, в силу преклонного возраста, КОЕК перестала существовать. Можно сказать, что российско-еврейские отношения в столице Кемеровской области замерли.

Некоторую надежду на их возрождение в Кузбассе дает инициатива Новокузнецких угольщиков, организовавших центр еврейской культуры в своем городе и планирующих строительство синагоги.

Для отдалённого сибирского региона сотрудничество с международными партнёрами было бы весьма желательно. Для этого национальные диаспоры региона должны жить полноценной культурной и экономической жизнью, избегать самоизоляции и быть открытыми вовне.

Рахимджон Байдуллаев

Наверх