CAnews

centerasianews.com

Взрыв в Кабуле. Инициатор неизвестен?

Произошедшее с автомобилем российского посольства в Афганистане можно считать неким индикатором в системе международных политических противоречий вокруг этой страны. Еще во время президентства Обамы, если брать недавнюю перспективу истории, он дважды выступал с заявлениями по Афганистану (парируя аргументы своих оппонентов), он акцентировал неизменность своего негативного отношения к участию США в затяжных вооруженных конфликтах, однако, отмечал особую значимость афганской кампании для противодействия эволюционирующей террористической угрозе. Отказ от вывода войск он мотивировал необходимостью продолжать борьбу с терроризмом, в том числе с целью не допустить возрождения активно действующих ячеек «Аль-Каиды».

От имени российского государства пресс-секретарь МИД Мария Захарова призвала афганские власти к расследованию инцидента и обеспечению безопасности российских дипломатов в стране. Она сообщила, что, по предварительной оценке, целью нападения террористов должен был стать следовавший перед машиной военный автомобиль с афганскими военнослужащими на борту, но версия целенаправленного нападения на граждан России пока не исключена. Этот тезис про «не исключена» может свидетельствовать о том, что версия о наличие третьей силы интересантоов в этом регионе может быть достаточно сильна. Кто же может быть третьей силой? Тот, кто претендует на лидерство и «собирание лавров», на симпатии населения страны, которые могут стать ответом на эффективные миротворческие меры. Тот, кто хочет и предпринимает попытки рассорить противоборствующую силу в лице России с талибами.

Вспомним, что уже в этом году Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что видит прогресс в достижении мира в Афганистане и надеется, что в дальнейшем президент страны Ашраф Гани и ее бывший премьер-министр Абдулла Абдулла преодолеют политические противоречия. «Мы достигли некоторого прогресса. И мы открыты в тех вещах, которые мы будем делать. То, чего мы не будем делать, это переговоры (между двумя враждующими политическими партиями) — переговоры должны быть между этими двумя партиями и наши ожидания, что Абдулла и президент Гани преодолеют политические вызовы. Задача для нас — правильно воплотить в жизнь сделку с «Талибаном», — сказал Помпео. В конце февраля на церемонии в Катаре США и «Талибан»подписали первое за более чем 18 лет войны соглашение о мире, которое предусматривает вывод иностранных войск из Афганистана за 14 месяцев и начало межафганского диалога в марте после сделки по обмену пленными. США обязались сократить численность военнослужащих в этой стране до 8,6 тысячи. США пытаются создать впечатление уверенности, что руководство «Талибана» сделает все для выполнения сделки.

Однако, наступил момент, когда переизбранный президент Афганистана Ашраф Гани 9 марта принял присягу и официально вступил в должность. Не признающий своего поражения на выборах премьер-министр Абдулла Абдулла в тот же день провел параллельную церемонию инаугурации в качестве главы государства.

Довольно уверенная позиция госсекретаря США в начале 2020 года , вероятно, должна была закрепиться результатами на деле в отношении другого геополитического центра силы в данном регионе. Произошедший инцидент может подчеркнуть, что авторами сценария могли быть как раз те, кто заинтересован дискредитировать способности Российской Федерации по миротворческим усилиям в Афганистане (ведь в публичном пространстве СМИ в контексте случившегося «считывается» то, что сами представители МИД находятся в опасности в регионе). Способствовать разрешению ситуации и стабилизации настроений сможет, конечно же объективное и прозрачное расследование, которое станет доступно мировому информационному пространству и отразит истинную версию события для афганской аудитории.

Василий Никуленков

Наверх